Перейти к содержимому
Scuba

Около науки

Рекомендуемые сообщения

Scuba    389
Scuba

СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ: НА ГРАНИЦЕ НАУКИ И АНТИНАУКИ

 

Американский профессор Джеральд Холтон выделил следующие основные характеристики «контрмировоззрения», на котором основана антинаука:

▪ в центре идеал субъективности, а не объективности;

▪ качественный, а не количественный характер результатов;

▪ личностный, а не интерсубъективный характер познания;

▪ эгоцентризм;

▪ чувственно-конкретная, а не абстрактно-теоретическая форма знания;

▪ уникальный, единичный, а не обобщенный характер результатов;

▪ признание права и возможности делать «открытия» для всех желающих, а не только для интеллектуальной элиты и экспертов-профессионалов [Холтон, с. 53].

Не оспаривая сейчас справедливость утверждения, что «при всем великом многообразии явлений и областей, которыми занималась пара- (или контр-) наука на протяжении всей своей истории вплоть до наших дней, вся она с хорошим приближением вписывается в очерченный здесь модельный каркас. Зададимся вопросом: как научно исследовать внутренние психические процессы субъекта-наблюдателя и их связь с внешними событиями? Самонаблюдение оказывается личностным, эгоцентричным, чувственно-конкретным; заниматься им может любой желающий, не только интеллектуальная элита; фальсифицируемость опыта извне практически невозможна. Некоторые утверждения внешним наблюдателям приходится принимать на веру, поскольку содержимое чужой психики им недоступно; и самое главное – оно зачастую составляет уникальный, единичный опыт, особенно важный для исследователя и оставляющий эмоциональный след в памяти.

«Опыт гораздо шире, чем научный опыт, и единичные явления говорят нам гораздо больше, чем постоянно повторяющиеся», – утверждал Лев Шестов в «Апофеозе беспочвенности» [Шестов, с. 465]. Наука недалеко продвинулась в изучении подобного опыта с начала века. Попытку научного анализа таких явлений в середине XX века предпринял К. Г. Юнг: он ввел понятие смыслового, или синхронистичного совпадения. Синхронистичное совпадение остро ощущается наблюдателем из-за вдруг проявляющейся общности значения, смысла внешнего события с внутренним состоянием. «Причинность – это способ, каким мы объясняем связь между двумя последовательными событиями. Синхронистичность указывает на параллельность времени и смысла между физическими и психофизическими событиями, которую наука пока не способна свести к общему принципу» [Юнг, с. 192].

В совместной с В. Паули работе («The Interpretation of Nature and Psyche», NY, L, 1955) Юнг выдвинул понятие синхронистичности, придав ей – наряду со временем, пространством и причинностью – статус фундаментальной категории. «Революционным предложением Паули было распространить принцип акаузальных связей, признанный в микрофизике, на события в физическом макромире (где этого не было)… Возможно, он надеялся, что совместными усилиями с Юнгом им удастся выработать макрофизическую теорию, придающую некий здравый смысл паранормальным феноменам» [Koestler, p. 99]. Однако в дальнейшем исследования Юнга в области синхронистичных совпадений в основном ограничивались психоаналитической практикой. Объяснение им с помощью концепции внепричинной связи паранормальных феноменов, так же как и обоснование астрологии методом статистического эксперимента [Юнг, с. 208 – 212,239 – 267] оказались противоречивыми. Как заметил Артур Кёстлер, он «постулировал акаузальный принцип и принялся объяснять его в терминах псевдопричинности» [Koestler, p. 98].

Тем не менее, трудно согласиться со словами Кёстлера, что «гора родила мышь, хотя и весьма символичную мышь» [Koestler, p. 101]. Как показывает развитие психоанализа, глубинной психологии, когнитивной науки, привлечение квантовой теории к исследованию природы сознания [Иванов], [Quantum Mind], [Gertzel], Юнг и Паули в чем-то опередили своё время, а может быть, и наше. [PsyAnal]. В основном внимание исследователей синхронистичности, как и прежде, ориентировано на внутренний мир человека (см., например, [Mansfield].)

Представления Юнга о независимом существовании смыслов по-своему развиваются в работах Л. В. Лескова [Лесков] и В. В. Налимова [Налимов].

В современной космологии в конце XX века был выдвинут антропный космологический принцип (АКП): законы Вселенной таковы, чтобы в ней на некотором этапе её развития появился разумный наблюдатель. Вот как обосновывает АКП один из создателей современной инфляционной космологии Линде: «На первый взгляд может показаться, что такая постановка задачи в принципе порочна, так как человек, появившийся через 1010 лет после того, как основные черты нашего мира уже сформировались, никак не мог повлиять ни на структуру Вселенной, ни на свойства элементарных частиц в ней. В действительности, однако, речь может идти не о причинном воздействии, а лишь о корреляции свойств наблюдателя и свойств мира, который он наблюдает (в том смысле, в котором нет взаимодействия, но есть корреляция между состояниями двух разных частиц в эксперименте Эйнштейна-Подольского-Розена. Но ведь корреляция тем и отличается от причинно-следственного объяснения, что, во-первых, не делает существование наблюдателя условием объяснения, во-вторых, констатирует онтологическое «равенство» коррелирующих агентов, а в-третьих, неявно предполагает наличие причины такой корреляции…» [Павленко, с. 235]. Не правда ли, это описание «корреляции» весьма похоже на «синхронистичность» Юнга?!

Таким образом, представления о непричинной связи используются в современном научном описании как микро-, так и Мегамира. Сложнее использовать их при описании обыденного макромира, в котором находится и действует наблюдатель. Здесь есть барьер: «Скорей всего, научное объяснение должно начаться с критики наших концепций времени и пространства, с одной стороны, и бессознательного, с другой» [Юнг, с. 212]. Конечно, попытки изменить наши представления о времени выглядят лженаучными и не могут выглядеть по-другому. Лишь широкие междисциплинарные исследования [Темпор.] могут помочь решить эту задачу.

Традиции Юнга развиваются в новой науке (правда, её статус как науки еще не определен) – соционике. В работе «О связи психоинформационного пространства со структурой событий в физическом пространстве-времени. Синхроника», опубликованной в № 4 (1999 г.) журнала «Соционика, ментология и психология личности» автор, директор Международного института соционики А. В. Букалов ставит резонный вопрос: «Если психическое, его структура соотносимы с реальным устройством мира, то возможно ли обнаружение подобных закономерностей структурирования и квантования в окружающем мире?» В этой статье показано, что «феномен структурирования и квантования психоинформационного (психического) пространства, обнаруженный автором ранее, проявляется и в структуре физического пространства-времени на причинном уровне, формируя «магический ряд» чисел 7±2, 10±1, 17±1, 27±1, 44±1…, являющихся индикаторами целостных паттернов, характеризующих то или иное событие». Статистическая обработка 850 сообщений о происшествиях, авариях и катастрофах показала, что количество людей, задействованных в каждом целостном событии, действительно распределено по числам «магического ряда». Поэтому возможно описание внутренней структуры физического пространства-времени каузальными моделями, аналогичными соционическим, и построение единой фрактальной модели… включающей в себя структуры психоинформационного пространства, физического пространства-времени и энергии-импульса» [Букалов, 2] «Синхронистические события являются частью феноменов, описываемых каузальными моделями в рамках синхроники как нового направления исследований», – заключает А. В. Букалов в своей статье.

 

С этими утверждениями трудно полностью согласиться. Синхронистичные явления далеко не всегда описываются в рамках причинной логики. Вместе с тем, вполне можно допустить, что синхроника (название представляется удачным) является перспективным направлением исследований как психического мира человека, так и физической реальности. Возможно, это есть своего рода линия демаркации и одновременно соприкосновения науки и паранауки.

 

С. С. Ковалев, Институт физики высоких энергий, г. Протвино.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×